Выбор профессии – одно из важнейших событий в жизни человека. Сделать правильный
профессиональный выбор в соответствии со своими способностями, интересами,
склонностями и потребностями рынка труда – сложная задача. Помочь учащимся в
этом - задача родителей, учителей, психолога.
На формирование
намерений учащихся оказывают влияние такие факторы, как установка на решение
задачи выбора профессии, информированность о профессиях, интерес к
профессии, индивидуальные особенности личности, а также ее ближайшее окружение
(родные, друзья, учителя).
Критерии обоснованности профессионального выбора:
- наличие
профессионального плана (намечена профессия и учебное заведение);
- наличие интереса,
склонности к выбираемому виду деятельности (чтение литературы о профессии,
посещение факультативов, кружков);
- знание содержания и
условий труда по намеченной профессии;
- знание требований,
предъявляе6мых профессий к человеку (психологические и профессионально важные
качества личности, состояние здоровья);
- учет общественной
потребности в кадрах, возможности трудоустройства.
Необоснованность намерений учащихся может быть вызвана разными
причинами. Чаще всего–это слабая информированность о профессиях, рынке труда и
рассогласованность факторов профессионального выбора. Необоснованные
профессиональные намерения могут сформироваться в результате отрицательного
влияния ценностных ориентаций семьи, соображения престижа при выборе профессии,
завышенного уровня притязаний.
Ошибки при выборе профессии:
- выбор профессии за компанию;
- увлечение только одной стороной профессии;
- перенос отношения к человеку на саму профессию;
- недостаточное знание профессии;
- незнание или неадекватная оценка своих психических особенностей;
- неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.
В настоящее время
насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают,
и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих
профессий – 8 - 10 лет. Некоторые меняются по своему содержанию.
Классификация профессий в зависимости от особенностей предмета труда:
- ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (предмет труда – растения, животные)
- ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (предмет труда – технические системы, материалы, виды энергии)
- ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (предмет труда – люди, группы, коллективы)
- ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (предмет труда – знаки, цифры, коды, языки)
- ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (предмет труда – художественные образы)
Профессии различают не
только по направленности на предмет труда, но и по уровню необходимого
образования. В каждой из 5 выделенных групп одни требуют высшего образования,
другие - среднего специального, третьи – профессионально-технического.
Отсутствие жизненного опыта, необходимых знаний,
информации о профессии и о себе, неадекватные оценки своих интересов и
склонностей затрудняют процесс профессионального самоопределения.
МОГУ: способности, таланты, состояние здоровья
НАДО: состояние рынка труда, социально-экономические проблемы в регионе
Полезные ссылки: